?

Log in

No account? Create an account
наша молодёжная группа! [entries|archive|friends|userinfo]
наша молодёжная группа!

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

отношения "в Господе" [Jun. 3rd, 2019|06:20 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, , ]

Христианский любовный треугольник

Дружба и любовь в Господе - ой! Звучит как сладкое благочестивое добавление (скорее из словаря протестантов, которые используют НЗ словарь для описания жизни), чтобы пояснить: это дружба добрых христиан.
Но у Павла все проще. Вот, скажем, он пишет любимой общине в Филиппах:
Я весьма возрадовался в Господе, что вот наконец вы дали расцвести вашей заботе о мне…
Вполне живые отношения, но - в Господе (или во Христе). Ничего сладкого, и это не просто цветастые благочестивые слова. Отношения похожи на естественную дружбу и любовь, полны эмоций. Такие же, но не совсем такие же.

***

И дружба, и брак христиан - это треугольник. Где есть еще один участник. Который не позволяет паре замыкаться на себе, вносит в жизнь и неуют "Третьего лишнего", и нечто новое. Если взять Павла, скажем: это его любовь с филиппийцами, а еще связь обеих сторон со Христом. Который в таком уравнении важнее прочего.
1. Это отношения не менее живые, чем обычные. (Что местами есть, скажем, в "Штайне" Улицкой, и чего часто нет в благочестивых книжках.) Немного иначе живые, быть может. Состоят вроде бы из тех же вещей, что и всякая любовь и дружба, но незаметно могут меняться.
2. Групповые психологи знают про конфликт: пара против группы. Слишком сильно связанная пара разрушает группу и общину (и даже становится групповой защитой от своей задачи.) Тут же не совсем "корпоративный" случай: тут отношения еще с одним Живым Лицом, скажем так.
3. Такая пара и более начинает отражать невидимого третьего. Так что снаружи Он виден из их отношений. Поэтому живые отношения "в Господе" не просто возможность, но необходимость. "Да любите друг друга". Как еще Его увидит мир. Из красивых слов и проповедей? Вряд ли.
4. и т.д. Это все недодуманное. Только в целом схема: сперва умирает все естественное, потом является "в Господе" - мне не кажется хорошей и практичной. Хотя бы потому, что этого "сперва" в реальной жизни не наступает раньше смерти почти ни у кого. Хотя конфликты тут между тем и этим и иногда жертва - предполагаются.
linkpost comment

Небесное гражданство [Jun. 3rd, 2019|03:46 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, ]

Ваше гражданство на небесах - жительство в Синодальном переводе ьтолько все затемняет.
Именно - пишкет один комментатор - термин про колонию:
Politeuma was “having the status to live in a foreign country but to have the status, the rights, and the privileges of the citizenship of your home country.” During the Hellenistic period, politeuma was used for citizens living in a foreign country in a colony who retained their national citizenship and political privileges pertaining to that citizenship. Alexander the Great had a policy of interfusion and mixture of the races he conquered and this resulted in the loss of national identity apart from what Alexander called politeuma. So it came down to Roman times through Alexander, therefore the Jews from Alexander for example were called politeuma by Josephus and Arian Dydimus of Alexandria, the famous Stoic philosopher. In Crete, district of Arseno (sister of Cleopatra) there was a Roman colony called politeuma. Idomeans living in Memphis in Egypt had politeuma. These politeumati are not private associations but they were publicly recognized national groups living away from home and under the laws, rights and privileges of the mother country.


Ну и Райт об этом гражданстве:
http://rumagic.com/ru_zar/sci_religion/rayt/5/j89.html
linkpost comment

Паттерн крестообразного поведения у Павла [May. 28th, 2019|05:36 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, ]

В начале главы 3 Флп он рассказывает, какой он разъеврей, но из-за Христа оставил свои привилегии – чего и вам желаю, сказал бы он общине. «Не искать своего», отказаться от соперничества и поиска славы и ставить других выше себя. Это повторяющаяся тема у Павла и тут, и в других посланиях (к коринфянам он напирает на то, что мог бы брать денег, но сам себя содержал). Это паттерн, узор, лейтмотив:
(1) Павел – пример отказа от привилегий. Тут от еврейских. (2) Таковы же Епафродит и Тимофей, которые в конце главы 2 не ищут своего. (3) К этому же он постоянно призывает общину в Филиппах, скажем, в начале главы 2. (4) И все это связано с путем вниз Иисуса, который не использовал равенство с Богом для себя.
И побочная линия этого всего: Иисус, послушно умерший от рук Рима, заняв последнее место, показывает другой путь, отличный от восхождения вверх императоров.
Вы, жители римской колонии, не должны цепляться за потенциальные привилегии гражданства: как Иисус, не цеплявшийся за равенство с Богом (равный с Богом – это термин и имперский); как Павел, не цепляющийся за привилегии иудея в отличии от язычников (тут бы, конечно, Павел мог бы упомянуть про свое римское гражданство – но о нем он никогда не говорит). Вы альтернативное сообщество. 
link2 comments|post comment

Эволюция и обратное развитие термина, который для нас стал «литургией» [May. 22nd, 2019|01:48 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, ]

Эволюция и обратное развитие «литургии»
Читаю Павла Флп 2:17: Но, если я и становлюсь жертвенным возлиянием к жертве и служению [λειτουργίᾳ] вере вашей, то я радуюсь и радуюсь со всеми вами.
Что это такое? Знакомое существительное λειτουργία и однокоренной глагол, которые в греческом описывают любое публичное служение, у LXX употребляется почти исключительно в культовом смысле – это служение священников и левитов в Храме.
Но в Новом Завете картина меняется. Эти слова почти всегда используются не в смысле культа!  Культ кончился, жертва принесена, Храм – это новая община без священников – или со священством всех.
Потому тут слово – скорее культовая метафора служения всей общины (ниже так же будет названы услуги Павлу в тюрьме, оказываемые представителем общины).
Забавно дальнейшее развитие термина – все вернулось на свои культовые круги.
linkpost comment

Павел и день победы [May. 20th, 2019|01:41 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, ]

Рассказав о спуске вниз, где нижняя точка – крест, о спуске Иисуса, путь которого служит образцом для жизни общины, Павел говорит (это Флп 2):
Итак, возлюбленные мои… совершайте свое спасение со страхом и трепетом
Райт комментирует: слово «спасение» ассоциировалось с Римом и императором. Поэтому Павел, рассказав альтернативную историю того, что в мире действительно важно, говорит о своем спасении.
Это как сегодня сказать: мы празднуем свой день победы. 
link1 comment|post comment

погребальное [May. 18th, 2019|11:48 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, ]

Вот истинно библейское благословение умершего:

да покоится в мире
и да восстанет во славе.

Именно так! Иначе всякое – покой, земля пухом, вечный покой – неинтересные штуки. Эта (на похоронах Жана Ванье произнесла епископша (?) англиканская) совершенно четко.
link1 comment|post comment

будет возвеличен Христос в теле моем [May. 13th, 2019|04:48 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, ]

Павел, сидя в тюрьме и ожидая приговора, пишет: « [Умру я или нет], со всяким дерзновением… будет возвеличен Христос в теле моем, будь то жизнью, будь то смертью.
Читатели заметили странность. Почему в теле – и в случае смерти? Можно было бы ожидать «будет возвеличен Христос в теле, если я буду жить, или независимо от тела, если я умру».

Я предположил, что страдающее тело – как и на кресте – есть величие креста. Правда, это гипотеза и аналогов я не знаю.
Есть мнение, что в теле тут = «во мне». Это мне меньше нравится и кажется менее правдоподобным. Я думаю, что про очень телесное событие он говорит даже в случае казни. Тело, послушное до смерти, преданное тело, переданное Богу тело, становящееся жертвой.
linkpost comment

Пс 81 и Флп 2 [May. 7th, 2019|09:10 pm]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, ]

Удивительно в голове сопоставился короткий, но потрясающий Пс 81 с гимном Павла в Филиппийцам 2. Сыны Элохима ведут себя по-разному.
linkpost comment

враги в Псалтири [Apr. 17th, 2019|01:07 am]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|, , ]

враги
Интрапсихическое толкование врагов возникло, наверное, от Оригена (а это школа Филона-Платона).
Враги – внутри меня, это страсти. Это классно решает все неприятные проблемы. Это метафора, Он пошутил. Младенцев о камень разбивать? Это про плохие мысли. Все тогда, проблема снята!
Но я не уверен, что это передает смысл древних авторов. А пытки?
Вот типичное православное рассуждение св.оо. По мне так это ужасающее сужение перспективы.
Оно вполне совпадает с психологизмами. Не бегство ли это от реальной реальности?

В Псалтири часто встречаются молитвы о гибели врагов. Свт. Афанасий Александрийский так объясняет это: «Поскольку Давид был пророком, его внутренние очи были отверсты, и он знал, что лукавые духи радуются о падении людей и скорбят, когда люди побеждают их. Без сомнения, против них вооружаясь мысленно, он молился об исправ­лении людей, относя к лукавым духам то, что ска­зано им о видимых врагах. Если же мы не так будем себе объяснять намерения пророков, то не только из сказанного ими не получим пользы и не научимся кротости, но наоборот — приобретем расположение духа, противное Евангелию, когда будем часто молиться о сокрушении врагов и не любить их. Потому что Давид тысячекратно говорит: да постыдятся и посрамятся все враги мои, и я да не постыжусь. Не будем же думать, что пророки и друзья Божии говорили это в ином смысле, а не как сказано выше. Тщательному исследователю прилично такое разумение, что как только находит, что пророк молится о гибели врагов, сказанное о врагах видимых должен он применять к врагам невидимым. Сверх того, подвижнику должно стараться об уразумении каждого речения».
link5 comments|post comment

враги Псалмов [Apr. 16th, 2019|02:38 am]
наша молодёжная группа!

steba
[Tags|]

Есть три главные пересекающиеся группы образов для описания действий врагов в Псалмах:
1. Охота.
2. Война.
3. Дикие звери. 
link2 comments|post comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]